Мастерская Олеси Емельяновой 

БИБЛИОТЕКА:

 Пьесы, сценарии
Стихи и загадки
Сказки и басни
Детские песенки
Статьи и проза
О ПРОЕКТЕ

КАТАЛОГ:

 Настольные игры
 Кукольный театр
 Детское творчество
Премьеры спектаклей
 Игрушки
НОВОСТИ

МАСТЕРСКАЯ:

 Распечатай и играй
 Игры своими руками
 Домашний театр
 Детские праздники
 Сделай сам
ОБ АВТОРЕ
 

Статьи Олеси Емельяновой

Еще по этой теме...

Образование: Назад в СССР или лучше не надо?

Образование: Назад в СССР или лучше не надо? Статья Олеси ЕмельяновойРоссийское школьное образование, как корабль, на штурвале которого сидит мартышка, то и дело круто меняет свой курс. И сейчас очередная смена курса проходит под лозунгом «Назад в СССР!». Ностальгия по большому, сильному, независимому государству настолько завладела умами и сердцами чиновников, что они готовы идеализировать и возводить на пьедестал всё, что было 30 лет назад, не подвергая никакому критическому анализу, не понимая, что в одну реку нельзя войти дважды, и что тот поезд давно ушел, а новый должен соответствовать времени, в котором мы живем, и не топиться углем, а как минимум мчать в светлое будущее на воздушной подушке.

Нет, я не собираюсь спорить с утверждением, что наше образование в прошлом веке было лучшим в мире. Возможно, это действительно было так, иначе бы не мы первыми полетели в космос и придумали генетику и кибернетику, но, во-первых, «лучшее» это не абсолютный, а сравнительный критерий оценки, и оно даже тогда могло бы быть получше, а, во-вторых, с тех пор очень многое изменилось и возвращаться уже некуда и незачем.

Образование: Назад в СССР или лучше не надо? Статья Олеси ЕмельяновойНа протяжении веков книга была единственным источником знаний и информации, и сам процесс обучения мог позволить себе быть максимально консервативным, не теряя общей эффективности. Менялись не методы преподавания, а методы воспитания учащихся и сама организация учебного процесса. Но за пару последних десятилетий произошел такой технический скачок в информационных технологиях, что игнорировать его бессмысленно и бесперспективно.

Даже если кто-то этого еще не осознал, электронные гаджеты уже одержали сокрушительную и окончательную победу над бумажными источниками информации и создали новое информационное пространство, о котором во времена СССР могли всерьез рассуждать разве что писатели-фантасты. И эта новая информационная реальность стремительно меняет мышление наших детей, которые, в отличие от большинства взрослых, всегда открыты настежь всему новому и, имея бо́льшие возможности, не согласны довольствоваться меньшими. В то время как родитель занимается своими делами, довольный, что его ребенок уткнулся в экран, не играет со спичками и не путается под ногами, виртуальная реальность меняет мышление ребенка, переформатирует его под себя, ориентирует на другие информационные потоки и выстраивает в его мозгах новые нейронные цепочки.

Образование: Назад в СССР или лучше не надо? Статья Олеси ЕмельяновойВоспитанные компьютерами современные дети всё хуже читают и понимают печатный текст, всё больше ориентированы на звук и изображения и всё меньше замечают живых людей и предметы вокруг себя. Так называемое клиповое мышление это свершившийся факт, который уже нельзя игнорировать, как и то, что у детей выработались защитные психические механизмы от повышенной информационной нагрузки, сократились объемы памяти и внимания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что показатели успеваемости школьников, обучаемых по устаревшим методикам, постоянно падают.

Устаревшие методики преподавания, ориентированные на работу ребенка с бумажной книгой, уже элементарно не работают. Но и все попытки модернизации процесса обучения пока что, увы, превращаются в безрезультатный распил госсредств, как это было, например, с электронным учебником Чубайса. Государство, пытаясь решать все проблемы только деньгами, превратило образовательные реформы, как и многие другие, в кормушку для жадных и некомпетентных людей, которые никогда не захотят признать свой непрофессионализм и добровольно уступить свои кормовые угодья настоящим специалистам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современным Макаренко с их правильными предложениями к этим реформам через широкие спины самопровозглашенных экспертов не протолкнуться.

Образование: Назад в СССР или лучше не надо? Статья Олеси ЕмельяновойЖадность и некомпетентность – вот главные враги любого дела и любого прогресса. Современные дети с пеленок привыкли к легким и удобным гаджетам, а жадные лоббисты книжных издательств продолжают заставлять государство и родителей тоннами закупать бумажные гири-учебники просто из эгоистичной боязни не получить от электронных версий привычной для себя сверхприбыли. И отсюда же бесконечные версии разных учебников, ведь их авторы и издатели хотят много и вкусно кушать и отдыхать по несколько раз в год за границей, и боятся остаться не у дел, если по каждому предмету будет один качественный учебник, а до детей им и дела нет. И пока образовательными реформами так выгодно заниматься, как сейчас, никакого толка от них не будет. Там, где надо сделать дело, нужно привлекать не жадных халтурщиков, а людей бескорыстных и знающих свое дело. Если государство хочет научного и технического прогресса, хочет быть мировым лидером в науке и промышленности, оно не должно превращать образование в бизнес, а предоставить каждому ребенку – да и каждому взрослому тоже – максимальные бесплатные возможности для получения знаний и навыков. Именно коммерциализация образования нанесла ему такой огромный ущерб, последствия которого будут проявляться в течение целого поколения. И страшно подумать, что будет со страной, когда управление государством перейдет к детям, которые учились в школе в 90-е и 2000-е.

Образование: Назад в СССР или лучше не надо? Статья Олеси ЕмельяновойНо, к сожалению, без энтузиазма относятся к внедрению в образование новых информационных технологий и сами учителя. Часто пожилые педагоги не готовы ничего менять в своей работе, подтверждая пословицу, что старую собаку сложно обучить новым трюкам. Они считают, что раз из тех детей, которых они учили 40 лет назад, выросли хорошие люди, то значит, их методы обучения себя оправдывают. Они отказываются видеть разницу между школьником советского времени и школьником 21-го века. Я не хочу сказать, что современные школьники лучше или хуже школьников брежневского времени. Они просто другие, и обусловлено это изменениями в образе жизни, питании, технологиях, способах получения и доступности, объеме и качестве информации. Темп жизни современных детей значительно вырос, и пожилые педагоги, привыкшие жить с другой скоростью, за ними не успевают да и не считают важным успевать. И таких людей в современной российской школе, а особенно в ее руководящем составе очень и очень много. Для них все нововведения лишь чья-то блажь и лишнее беспокойство.

Конечно, человеку, проработавшему в школе 40 лет и не бросившему ее в самое трудное время, когда у педагогов были мизерные зарплаты, а престиж профессии упал ниже некуда, нужно сказать большое спасибо. Без них нынешняя молодежь и читать бы по слогам не умела. Но надо и понимать, что для современного ребенка технически беспомощная преподавательница, не знающая только что прочитанных ребенком фактов из википедии, не может стать настоящим авторитетом, ведь учитель это тот, кто всё знает и всё умеет. Как только ребенок хоть в чем-то начинает превосходить учителя или думает, что превосходит, педагог становится для него пустым местом и объектом для насмешек. А при таком отношении процесс обучения становится невыносимым для обеих сторон.

Проблема усугубляется еще и тем, что российский учитель не привык к подобным проверкам компетентности, конкуренции с гаджетами и вообще к любым сомнениям на свой счет, а его превосходство над учеником зачастую имеет форму примитивного психологического доминирования сильного над слабым и начальника над бесправным подчиненным. Будучи в советское время единственным источником знаний для ребенка, учитель мог позволить себе такое высокомерное поведение. Сейчас монополия нарушена. Ни один человек, каким бы полиглотом он ни был, не в состоянии помнить столько, сколько помнит интернет. Коллективный разум количественно обошел разум индивидуальный. Чтобы выигрывать у сети, учителю надо заняться качеством знаний. К сожалению, большинство учителей пока что к этому не готовы, как не готовы менять устаревшие педагогические шаблоны, которые продолжают использовать сами и которые навязывают молодым преподавателям. Учителя, принадлежащие к доцифровому поколению, предпочитают рассматривать изменения в восприятии и мышлении детей не как факты, с которыми надо считаться, а как дефекты, с которыми надо бороться. Хотя победить в такой борьбе можно только одним способом – изобрести машину времени и отправить всех в СССР, где никаких гаджетов и интернета не было. Но они уже есть, и они будут только развиваться. Поэтому нужно не бороться с ними, а поставить их на службу образованию. И делать это необходимо вместе с прогрессом, а не вдогонку. Нет смысла внедрять технологии, которые уже устарели.

Наивны те, кто думают, что стоит надавить или как следует отрекламировать, и пыльные залы библиотек снова наводнят прилежные шуршащие страницами детишки. Этого не будет. Чтобы дети читали, нужно сделать бесплатную государственную общедоступную электронную библиотеку, в которой произведение можно прочесть, послушать или посмотреть, как кому больше нравится, и обеспечить каждому ребенку и каждому взрослому доступ к этой информации, а не спонсировать из бюджета тысячное по счету бумажное собрание сочинений классики, чтобы отставшее от жизни издательство продолжало работать, а сотрудники пустых библиотечных залов и дальше зевали за своими конторками. Человек с электронной книгой выглядит современно. Рядом с ним человек с книгой бумажной выглядит, как крестьянин на телеге рядом с гоночной машиной, даже если и тот, и другой читают одно и тоже. И дети это понимают. И не хотят выглядеть динозаврами. Если бы родители покупали детям не игры, а читалки, то и читали бы дети больше. Если и нужно что рекламировать, то именно это.

Вообще мы живем во время, когда меняются многие оценочные критерии. Если раньше, чтобы считаться образованным, достаточно было помнить множество фактов, и между знанием и информацией стоял знак равенства, то с появлением интернета информация стала очень доступной, а ее зазубривание обесценилось. Так что критерии образованности в связи с новыми информационными реалиями также должны быть пересмотрены, а уважение к учителю базироваться не столько на знании фактов, сколько на умении этими фактами пользоваться. И этих умений компьютер дать не может, как, к сожалению, не дает и современная школа. Поэтому неплохо было бы снова ввести в школе такие дисциплины, как логика, диалектика, нормальная информатика и риторика, а сами знания из разрозненных фактов превратить в стройную систему, позволяющую детям увидеть красоту мироздания и тесную связь между всеми явлениями.

Образование: Назад в СССР или лучше не надо? Статья Олеси ЕмельяновойСовременная школа должна перестать быть для детей пещерой из каменного века, где на стенах отставшие от жизни бабушки и тети царапают мелом наскальные рисунки. В распоряжении педагогов должны появиться совершенно новые методики обучения, универсальный неубиваемый и сверхнадежный планшет школьника и обновляемые компьютерные программы, видеоуроки, учебные фильмы, качественные энциклопедии и аудиобиблиотеки, интерактивные лаборатории, лингафонные кабинеты и практикумы. И все это нельзя просто откуда-то содрать, как привыкли делать осваивающие госсредства тяпляпычи, это надо разработать силами лучших российских педагогов, методистов, ученых и программистов, привлечь к созданию учебных фильмов лучших режиссеров, а к созданию аудиобиблиотек – лучших профессиональных чтецов. Надо превратить школу в развивающую информационную среду, не ограниченную стенами класса и учителем у доски, а простирающуюся так далеко и глубоко, как каждый конкретный ученик готов зайти в своей любознательности. Только так мы получим выпускников, которые будут стремиться не к получению вузовского диплома, а к реальным знаниям и смогут двигать вперед науку и культуру, а не работать со своими дипломами продавцами-консультантами.

Сейчас нет в мире страны, которая могла бы похвастаться достойной подражания передовой образовательной системой. А в России достаточно светлых умов для того, чтобы такую систему создать. Государству нужно только проявить волю и организовать этот процесс, руководствуясь здравым смыслом и опираясь на профессионалов, а не любителей подхалтурить и заработать.

© Автор статьи. Олеся Емельянова. 2014 г.

Написать автору: olesya--emelyanova@ya.ru.


Смотрите также:

Статья «Школьный педагог – учитель и воспитатель». Статья о том, что не хватает современной школе.

Сценка про учителя. Веселая сценка на День Учителя про строгую учительницу, отличницу Круглову, троечника Баранкина и двоечника Петрова.

Статьи. Сборник полезных и познавательных статей для родителей, воспитателей, педагогов, производителей и продавцов детских игр и игрушек.

Вернуться к началу страницы...

Рейтинг@Mail.ru

Статьи Олеси Емельяновой