Сценарии, пьесы и инсценировки Олеси Емельяновой 

БИБЛИОТЕКА:

 Пьесы, сценарии
Стихи и загадки
Сказки и басни
Детские песенки
Статьи и проза
О ПРОЕКТЕ

КАТАЛОГ:

 Настольные игры
 Кукольный театр
 Детское творчество
Премьеры спектаклей
 Игрушки
НОВОСТИ

МАСТЕРСКАЯ:

 Распечатай и играй
 Игры своими руками
 Домашний театр
 Детские праздники
 Сделай сам
ОБ АВТОРЕ
 

Статьи Олеси Емельяновой

Еще по этой теме...

Размышления о возможностях применения и перспективах развития пластмассовой вставной мозаики

Детская штырьковая мозаикаПластмассовая цветная вставная мозаика – традиционное и очень полезное развлечение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она эффективно развивает мелкую моторику пальцев рук и творческие способности. Мозаика выпускается на любой вкус – большая и маленькая, круглая и геометрическая, хрустальная и перламутровая, золотая и серебряная с платами-основами всевозможных форм и размеров. В последние годы сильно вырос не только ассортимент, но и качество мозаик российских производителей. Сейчас реже можно встретить отечественную мозаику с бракованными, не подходящими к отверстиям фишками, а гибкие пластиковые основы помогают легко вставлять и вынимать фишки. Почему же вскоре после покупки эта замечательная игрушка во многих семьях оказывается позабытой-позаброшенной?

Прежде всего, вставной настольной мозаике вредит неправильная возрастная адресация. Не все знают, что частенько производитель пишет на коробке «игрушка для детей от 3 лет» не потому, что она предназначена для трехлеток, а потому, что в этом возрасте нормальный ребенок уже не должен глотать фишки мозаики и для него эта игрушка физически безопасна. А раз безопасна, то почему бы в нее не играть? И педагогическую целесообразность такой покупки полностью оставляют на усмотрение родителей. А они в своем большинстве просто радуются красивой обложке и абсолютно доверяют тому, что на ней написано, забывая, что создание красивой мозаичной картинки требует не только усидчивости, но и точного планирования, развитого абстрактного мышления, умения ориентироваться на плоскости и знания приемов выкладывания мозаичных картин. Но всего этого до 5-6 лет от ребенка требовать преждевременно. Даже взрослому нужно некоторое время, чтобы приспособиться к особенностям работы с мозаикой. Для 3-4 летнего ребенка это чересчур сложная задача. Например, малыш вспоминает и представляет себе живую кошку или кошку из книжки, но не понимает, как сделать ее из этих странных штучек, которые превращаются во что-то более или менее осмысленное, только когда картинка уже готова.

Детская вставная штырьковая мозаика с аппликациейНекоторым производителям кажется, что чем крупнее фишки мозаики, тем она более детская и для более раннего возраста. Но это не так. Крупную фишку, конечно, проще схватить со стола, чем малюсенькую, но чем крупнее фишки, тем труднее сложить из них что-то осмысленное. Образ расплывается. С крупной мозаикой гораздо труднее работать в плане фантазирования, чем с мелкой. Из нее сложнее выкладывать и контурные и сплошные картинки – слишком высока условность изображения. К тому же у большинства российских производителей основа с дырочками для штырьковой мозаики одинаковая для фишек всех размеров. Из-за этого между крупными фишками остаются пробелы-проплешины, а при попытке вставить их вплотную возникает напряжение, и фишки от него выстреливают вверх. Это не опасно и даже весело, но совершенно неудобно для выкладывания рисунка.

Чем мельче мозаика, тем проще складывать из нее и контурную и сплошную картинку, но здесь появляется другая проблема – для работы требуется слишком много усилий, времени, знаний и самой мозаики, а значит возраст повышается, а фишек требуется гораздо больше, чем вкладывают производители. К сожалению, большиство мозаичных наборов штырьковой мозаики не позволяют заполнить все поле целиком, создав полноценное мозаичное панно.

Есть родители, которые тут же возразят и скажут что-то вроде: «Какие проблемы? Да мы мозаику собираем с шести месяцев!» Но я говорю не о тех занятиях, когда взрослый всё делает сам, а малыш смотрит, изредка получая возможность подать маме фишечку нужного цвета или сказать, кто получился на картинке. Такие развлечения тоже полезны, но, по большому счету, с тем же успехом можно привлекать кроху к готовке салата, стирке белья и любым другим занятиям. Из них ребенок узнает, как это делают взрослые, но ему нужно не один раз повторить, чтобы он смог попробовать это сделать сам. Взрослому же, как правило, не хочется собирать одно и тоже десять-двадцать раз подряд и он просто развлекает ребенка результатами своих творческих экспериментов. К тому же, если замысел взрослого слишком грандиозен и не ограничивается условным цветочком или бабочкой, то ребенок, быстро утрачивает к нему интерес и переключается на другое более понятное для него дело, дающее быстрый результат.

Детская вставная сотовая мозаикаНекоторые производители уже идут навстречу родителям-торопыжкам и для самых маленьких задачу существенно упрощают, выпуская на базе традиционной мозаики «раскраски-заполнялки» или мозаики с аппликацией.

В мозаике с аппликацией фишками, как кнопками, пришпиливаются к основе фигурные картонные детали из которых можно собрать героя или пейзаж. По сути, в таких наборах сама мозаика является крепежным или вспомогательным элементом, а не самостоятельным и самодостаточным изобразительным средством, что гораздо проще для ребенка.

Детская вставная штырьковая мозаика с заполнениемМозаичные раскраски-заполнялки – это картонные картинки с прорезями. Они закрепляются фишками на основе с дырочками, а малышу просто требуется заполнить фишками пустоты, выложив, например, воду в озерце или отделку на костюме персонажа. Здесь ребенку задача тоже ясна сразу.

Обе эти идеи очень правильные и педагогически грамотные. Если вы хотите купить мозаику для малыша 3-4 лет, то выбирайте именно такие варианты. Они быстро дают результат, увлекательны, понятны и лишены условности и абстрактности, не требуют много знаний о строении и внешнем виде предметов и героев, и вместе с тем дают интересную для малыша творческую свободу в выборе цветов, узоров, расположении готовых элементов на плоскости. Жаль только, что в таких наборах картинок и фигурных картонных элементов бывает маловато, а отдельно купить дополнительные картинки или детали, не покупая еще одну коробку с мозаикой, нельзя. Будем надеяться, что такая возможность со временем все-таки появится.

Детская вставная мозаика с фономВыпускают и еще более простой вариант настольной вставной мозаики, когда картонный рисунок-основа вставляется в прозрачную пластиковую плату. На таком рисунке уже изображена цветная сюжетная каринка, а ребенку остается только воткнуть пластмассовые фишки соответствующего подложке цвета на свои места. Надоевшую каринку можно заменить другой или нарисовать свою. Фишки обычно большие и их немного. Это занятие тоже очень простое и доступно даже детям 2-2,5 лет. Правда никакой творческой свободы этот вариант мозаики для самых маленьких не предусматривает. Но это и не так важно – в этом возрасте выбрать из нескольких фишку нужного цвета и вставить в ячейку основы уже большое достижение, которым можно гордиться и которому полезно научиться.

Но все равно традиционное исполнение мозаики, как набора из разноцветных вставных фишек и круглой или прямоугольной однотонной основы с дырочками или выступами, продолжает оставаться основным вариантом и на нем упрямо пишут «для детей от 3 лет». Уважаемые родители, не смотрите на эту надпись, покупайте обычную вставную мозаику только детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Если вы купите ее «заблаговременно» и дадите малышу, то когда ребенку исполняется 5-6 лет, мозаика будет уже не в том состоянии, чтобы в нее играть. Новизна ее пропадет, да и вам покажется, что она уже пройденный этап и незачем к ней возвращаться, хотя эта развивающая игрушка только начиная с этого возраста способна по-настоящему заинтересовать и принести пользу. Она не менее полезна для младших школьников, чем привычный конструктор для уроков труда. Для девочек, многие из которых терпеть не могут все эти винтики и железки, она могла бы стать интересной и полноценной альтернативой, подготовить к вышиванию крестиком по канве и бисероплетению.

Но даже если вы не ошиблись с возрастной адресацией, вас ждут другие сюрпризы. Мозаика по своей сути предназначена для индивидуальных занятий, но это не значит, что ребенок сам знает, как в нее играть – его надо учить. К сожалению, многие современные родители понятия не имеют, как правильно пользоваться традиционными играми и игрушками, а производители считают, что раз традиционная, то и объяснять ничего не надо. В мозаиках лично я ни разу не встречала вложенной в коробку инструкции или обучающей методики занятий шаг за шагом, ведущей от простого к сложному. Даже картинки-подсказки, которые детям от 5 лет можно было бы просто скопировать, большая редкость. Те же, что изображены на упаковке, обычно или слишком мелкие или их слишком мало, а порой для них даже не хватает каких-то разновидностей фишек. В результате взрослые приносят коробку домой и просто показывают ребенку, как воткнуть фишку, а дальше предлагают заниматься самому, надеясь, что через полчаса тишины и спокойствия кроха радостно прибежит к ним похвастаться красивой картинкой, как на обложке. Но выходит иначе – малыш втыкает несколько фишек, так и эдак, но у него не получается ничего путного, сил потрачено много, результата почти никакого, становится скучно и обидно. Малыш начинает игнорировать игрушку или использовать ее не по назначению. Вот и перекочевывают разноцветные фишки в кукольный продуктовый магазин в качестве леденцов и волшебных грибов или становятся глазками для пластилиновых поделок, а ребенок не получает от игрушки всей той пользы, которую она могла бы ему дать при правильном ее применении.

Поэтому, купив ребенку мозаику, обязательно научите его ей пользоваться. Для обучения хорошо подходят такие задания, как дублирование сложенной взрослым картинки рядом. Например, изобразив деревце на левой части основы можно попросить ребенка рядом собрать такое же. Если фишек мало, то такое же но осенью (не с зелеными листьями, а с желтыми или оранжевыми. Можно складывать контур, а ребенка просить дополнить его деталями. А можно собирать симметричные картинки: вы собираете половину, вторую половину должен собрать ребенок. Для мелкой мозаики, с размером фишек, не перекрывающим соседние отверстия, можно рисовать на листах в клеточку небольшие мозаичные картинки, которые ребенок мог бы легко скопировать с помощью фишек мозаики. Конечно, все это требует от взрослого усилий и фантазии, а хотелось бы открыть коробку и сразу все это иметь в своем распоряжении.

Детская вставная штырьковая мозаика - военная техникаЕсть у современных мозаик и еще одна серьезная проблема. Дело в том, что маленькие дети в большинстве правдолюбцы и реалисты. В своем творчестве они всеми силами стараются отразить все как можно точнее. То, что у них получается, например, в рисунках, вовсе не результат особого замысла или мировосприятия, не иной взгляд на мир, а просто издержки неопытности и несовершенства моторики. Многие из них ни за что не хотят делать ствол дерева красным или желтым просто потому, что нет фишек коричневого цвета, а волка голубым или синим, потому что нет серого. К сожалению, такие цвета, как коричневый, серый, черный, темно-зеленый, телесный, белый в мозаиках большая редкость. Вот и получается, что ребенок что-то придумал, хочет изобразить, а не может. Использование фантастической раскраски должно быть осознанным выбором, а производители мозаик ребенка к этому вынуждают. Он же совсем не готов к декоративной стилизации, которая еще и противоречит всему, что так терпеливо ему объясняли родители и воспитатели. Они хвалили его за знание того, что медведь бурый, а зайчик серый. И что же ему теперь с этим делать? Так что смещение палитры мозаичных фишек в сторону более распространенных в окружающем мире цветов безусловно пошло бы ей на пользу. Радует, что такие наборы уже появляются, но их пока очень мало.

В общем, эта традиционная детская игрушка далеко не исчерпала своих возможностей. Ей еще только предстоит стать по-настоящему любимой и популярной.

Декоративная мозаика - цветокНадо помнить и о том, что мозаика это особый вид творчества, интересный не только для маленьких. Я говорю не о примитивных контурных рисунках, а о сплошных мозаичных полотнах, которые уже по сути являются не игрушкой, а набором для творчества. Промышленность выпускает картонные художественные пазлы для подростков и взрослых, но мозаичные картины остаются без внимания, хотя сейчас имеется множество современных материалов, имитирующих любые фактуры. При правильном подходе производителей декоративная вставная мозаика могла бы стать не менее популярной, чем традиционная вышивка крестиком. К тому же, в отличие от вышивки, увлечение мозаикой нельзя назвать чисто девчачьим делом, которым настоящим мальчишкам заниматься стыдно. Возможно, в будущем и эта область применения вставной мозаики не будет оставлена без внимания.

© Автор статьи. Олеся Емельянова. 2009 г.

Написать автору: olesya--emelyanova@ya.ru.


Смотрите также:

Серия «Мозаика в загадках». Я решила внести свой вклад в популяризацию детской мозаики и придумала, как сделать занятия с ней посильными, интересными и полезными для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Моя мозаика в загадках предлагает детям в возрасте от 5 до 9 лет не просто собрать копию какой-то готовой картинки или придумать свою, а получить ее, отгадав небольшой разноцветный цифровой кроссворд-загадку, и заодно повторить цифры, потренировать навыки устного счета, развить так необходимые школьникам произвольное внимание, мелкую моторику пальцев и умение доводить дело до конца.

Статьи. Сборник полезных и познавательных статей для родителей, воспитателей, педагогов, производителей и продавцов детских игр и игрушек.

Игрушки. Развивающие и обучающие мозаики, шнуровки и кубики с оригинальными авторскими методиками.

Настольные игры. Развивающие и обучающие, приключенческие и экономические, тактические и логические настольные игры для детей от 3 до 14 лет и их родителей.

Вернуться к началу страницы...

Рейтинг@Mail.ru

Статьи Олеси Емельяновой