Сценарии, пьесы и инсценировки Олеси Емельяновой 

БИБЛИОТЕКА:

 Пьесы, сценарии
Стихи и загадки
Сказки и басни
Детские песенки
Статьи и проза
О ПРОЕКТЕ

КАТАЛОГ:

 Настольные игры
 Кукольный театр
 Детское творчество
Премьеры спектаклей
 Игрушки
НОВОСТИ

МАСТЕРСКАЯ:

 Распечатай и играй
 Игры своими руками
 Домашний театр
 Детские праздники
 Сделай сам
ОБ АВТОРЕ
 

Статьи Олеси Емельяновой

Еще по этой теме...

Автор и издательство

Автор и издательство. Статья Олеси ЕмельяновойЕще пятнадцать-двадцать лет назад слова «писатель» и «поэт» звучали гордо, вызывая ассоциации с Александром Сергеевичем Пушкиным, Львом Николаевичем Толстым, Иваном Андреевичем Крыловым… Величание человека поэтом или писателем подразумевало, что он хоть в какой-то степени продолжает этот славный список талантов, непрерывно продолжающийся из глубокой древности в светлое, наполненное культурными ценностями будущее. Поэтому, когда человека называли поэтом или писателем, это автоматически причисляло его к творческой элите. Но прошли всего два десятилетия, и эти два слова стали синонимами таких ругательств, как графоман, бумагомаратель, стихоплет, рерайтер и просто дурак. Что же случилось? Почему эти два прекрасных слова, вместивших в себя сотни гениев и тысячелетия творческих триумфов, подверглись смысловой деноминации и беспощадной моральной инфляции? Почему некогда самая читающая страна в мире почти перестала читать, а на литературном небосклоне вместо сияющих звезд живой классики только мыльные пузыри наскоро намешанного бульварного чтива и быстро проносящийся и сгорающий в атмосфере читательского равнодушия космический мусор – лауреаты всевозможных конкурсов и прочих ярмарок тщеславия? И это в стране, которую можно назвать обделенной чем угодно, но только не талантами! Почему после взлета книжного рынка в начале 90-х началось и продолжается его свободное падение, которое с каждым годом имеет все меньше шансов превратиться в полет и всё больше в неприятную лужу на асфальте? Ответ прост – виноваты издательства.

Сотрудничество автора и издательстваВместо того чтобы искать настоящие таланты и создавать комфортные условия для их работы, издательства начали с авторами бороться. Талантливый автор неудобен: он имеет самоуважение, выражает и отстаивает свое мнение, не заискивает, не унижается и не пляшет под дудку издательства – не пишет по книге в месяц, не позволяет редакторам-недоучкам портить произведение, не согласен отдать издательству права на любимых героев, чтобы про них писали или снимали чушь кто не попадя, не согласен на плохое оформление и мизерные тиражи, и, что самое неприятное, может прославиться, стать известным у читателей и уйти в другое издательство, которое предложит условия получше. А получше очень хочется – если прочитать стандартный договор, который издатели предлагают подписывать авторам, то волосы встают дыбом от наглости и цинизма. Видимо, издательство думает, что делает автору огромное одолжение уже тем, что напечатало его книгу.

Издательство хочет всё для себя и ничего не предлагает автору, кроме мифического роялти, которое, несмотря на красивое название, на деле означает сокрытие от автора реальных тиражей и прибыли от продажи его книги, чтобы за свой труд он в итоге не получил ничего или оскорбительные копейки. Ради того, чтобы не платить эти зачастую смешные проценты, издательства врут авторам, что их книги не продаются, не только грабя авторов материально, но и нанося им огромный моральный вред, лишая стимулов продолжать творческую работу.

Стыдись, плагиатор!Издательствам нужен автор-идиот, который с радостью отдаст им свое качественное произведение в обмен на пустые обещания, а потом несолоно нахлебавшись сгинет или послушно вмонтируется в издательский конвейер в качестве литературного раба. Окупается только халтура – плагиат (переписывание чужих произведений своими словами; и ладно бы если бы бездарь делал это по собственной инициативе от полного отсутствия идей и совести – редакторы сами вручают согласным успешные с их точки зрения книги для переписывания, чтобы создавать уродливые клоны, убивающие произведение-первоисточник и засоряющие рынок) и «чепуха» (написание книги литературными «неграми» по главе на брата, с последующим сшиванием белыми нитками этого уродливого монстроватого Франкенштейна). Так чему удивляться, что книг много, а читать нечего? Ведь бездарь, который на все готов, лишь бы хоть какие-то деньги платили, ничего ценного создать не может. А талантливый писатель на такие условия сотрудничества не подпишется. И уж тем более не станет воровать и опошлять чужие произведения.

Куча денегПринято думать, что человек может написать интересную книгу и благодаря ей проснуться богатым и знаменитым. В реальности он проснется униженным и разочарованным, без надежды и возможности продолжить заниматься любимым делом. Ведь, чтобы создать хорошее произведение, автор должен работать над ним так же, как работает человек любой другой профессии – день за днем и полный рабочий день. Автор должен в это время есть, одеваться, платить за жилье, обеспечивать свою семью хотя бы самым необходимым. Издательства своей политикой поставили талантливого автора в условия, когда его труд не может даже окупиться, не то что принести прибыль. Вот и получается, что издательства сами душат свой бизнес, стараясь во что бы то ни стало стать главнее талантливого писателя и главнее не обделенного умом, вкусом и моральными ценностями читателя. Зарвавшиеся издательства теряют авторов и читателей, но плюют на это и клянчат деньги у государства в виде дотаций и налоговых льгот, чтобы продолжать халтурить и лицемерно обвинять всех, кроме себя. У нас в стране есть талантливые писатели и поэты, и есть те, кто хочет читать качественную литературу. Но между писателем и читателем, как глухая бетонная стена, встал жадный, трусливый, эгоистичный издатель, презирающий всех, кроме себя, и желающий диктовать нам, что писать и что читать. А когда мы не хотим подчиняться их дурнонравию и дурновкусию, издательства нас же обвиняют в глупости, нежелании читать и неумении писать.

Судьба изданных книгДвадцать лет назад стотысячные и даже миллионные тиражи были нормой. Нынче большим тиражом считается 5000 экземпляров. Скоро большим назовут тираж в 1000 экземпляров. Это путь в никуда. Читателям пора понять, что у них очень мало шансов найти на полках книжных магазинов произведения современных талантливых писателей. И лучше бы и им, и государству перестать бросать деньги в эту яму, полную гниющей макулатуры. А талантливым писателям и поэтам пора перестать потакать насильникам творчества, перестать жалеть себя или ждать лучших времен, а активнее осваивать интернет – самое доступное и честное издательство из имеющихся. Ведь талант дается человеку не ради обогащения, а для того, чтобы делиться его плодами и делать мир лучше. Читателей же я призываю найти в интернете талантливых авторов и активно поддержать их творчество морально, информационно и материально, кто как может. От всех нас зависит, какое культурное наследие мы оставим будущим поколениям, и с какими именами потомки будут нас ассоциировать. Девятнадцатый век был золотым веком Пушкина, Лермонтова, Крылова, Гоголя; двадцатый – был серебряным веком Анненского, Брюсова, Есенина, Чехова. Наш двадцать первый век не должен стать резиновым веком донцовых и быковых!

СамоцветыТак давайте же не поленимся и себе на радость отыщем в груде несортированного литературного мусора затерявшиеся в нем самоцветы шедевров, чтобы вставить их в корону нашей эпохи и сделать своим великим и достойным уважения и восхищения наследием.

© Автор статьи. Олеся Емельянова. 2011 г.

Написать автору: olesya--emelyanova@ya.ru.


Смотрите также:

Басня «Сова и заяц». Басня о современном издателе и беспринципном авторе.

«Классику под защиту государства!». Статья о необходимости соблюдения закона об авторском праве в отношении произведений классической литературы и государственного контроля за их использованием организациями и частными лицами.

Статьи. Сборник полезных и познавательных статей для родителей, воспитателей, педагогов, производителей и продавцов детских игр и игрушек.

Вернуться к началу страницы...

Рейтинг@Mail.ru

Статьи Олеси Емельяновой